Автор: Каргапольцев Василий Петрович
Принятие федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении
и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» поставило перед производителями
приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов,
региональными администрациями конкретную задачу – оснащение всех потребителей
тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки - до 1 января 2012 г. При общем понимании необходимости таких
работ возникает сомнение – насколько реально разработчики этого закона оценили
возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур,
наконец, конечных потребителей ресурсов в реализации такого масштабного
решения? За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным
оценкам оснащены ориентировочно 40 % всех потребителей ресурсов (средний темп
оснащения – 2,5 % потребителей в год). В оставшиеся после принятия ФЗ № 261 два
года предполагается оснастить приборами оставшиеся 60 % потребителей (темп оснащения
приборами – 30 % в год) при неопределенном порядке финансирования этих
мероприятий. За рамками закона № 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие,
остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы
приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому
специалисту из технической (да и не только технической) сферы понятно, что
любое техническое изделие требует периодического обслуживания, создание
системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации.
Узел учета тепловой энергии или воды – достаточно сложный технический объект, и
для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет
энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и
установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный
ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная,
сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех
сервисных работ. Возможно, вопрос о
создании сервисных служб разработчиками ФЗ № 261 сознательно отложен на будущее, исходя из
того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды
составляет, как правило, 4 года? – Вероятно, за 2 года предполагается оснастить
все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию
сервисной базы? Однако следует
принять во внимание, что в 2006
г. правительством РФ принято постановление № 307 «О
порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало
установку приборов подомового учета тепла и воды. Приборы, установленные в
соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на
поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос,
в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста. В соответствии с требованиями
федерального закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов
(узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в
финансировании установки домовых узлов учета, или организации конкурсов на
размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как
непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то
большинство конкурсов проводится на основании требований ФЗ № 94. Требования минимума цены на контракт
приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого
качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И
при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден
нести серьезные затраты по внеочередным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу
оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета
энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую
экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.
Обратимся к примеру из практики.В начале 2003 г. в Кировской области
резко возросли суммы, предъявляемые населению по квитанциям оплаты жилищно-коммунальных
услуг. В чем причина? До 2003
г. население оплачивало 40 % от стоимости потребляемых
энергоресурсов, остальные 60 % возмещались в виде бюджетных дотаций. С 2003. г. доля населения в
оплате ресурсов была увеличена до 60 %, таким образом, произошло 1,5 кратной
увеличение сумм по счетам. Одновременно
был изменен тариф на энергоресурсы, который для населения не изменялся в
течение 2 лет, увеличение составило 25-30 %. В итоге сумма по платежным
квитанциям для населения за ресурсы выросла почти в 2 раза. Поскольку стоимость
тепловой энергии от местных котельных существенно превышает стоимость энергии
при централизованном отоплении, наибольший рост пришелся на население
райцентров, имеющих существенно меньшие доходы по сравнению с жителями областного
центра.
В результате в марте 2003
г. в области произошел скачок спроса на приборы учета тепловой
энергии и воды. Специализированные предприятия выполняли месячный план продаж
по счетчикам воды за 2-3 дня. Аналогичный рост наблюдался и по спросу на счетчики
тепловой энергии, где основными покупателями выступали жильцы домов,
расположенных в райцентрах области. Естественно, что при минимальных доходах
жителей райцентров выбор делался в пользу самых дешевых приборов учета. На тот
момент такими были теплосчетчики на базе вихревых расходомеров производителя,
который к настоящему времени закрыл это производство. За весну-лето 2003 г. по области были
установлены сотни таких приборов. Казалось бы, поставили приборы с
межповерочным интервалом 4 года, наладили порядок расчетов, все в порядке,
очередные вопросы возникнут только через 4 года. Однако уже через полгода – с
конца осени 2003 г.
(после подключения систем теплоснабжения) резко возрос поток приборов,
направляемых на ремонт и внеочередную поверку. Причина – монтаж приборов
производился в условиях максимальной экономии затрат, в неприспособленных подвальных
(полуподвальных) помещениях, при высоких уровнях влажности, при несоблюдении
температурных режимов эксплуатации приборов. Да и качество приборов оставляло желать
лучшего.
Таким образом, параллельно с выполнением
требований ФЗ № 261 нужны незамедлительные действия по
организации структур по поверке и ремонту приборов учета тепловой энергии и
воды, оснащение их необходимым поверочным оборудованием, методическими материалами,
подготовка специализированного персонала. Основным техническим средством таких
структур является проливная поверочная установка.
Общие требования к проливным
установкам определены в работах [1,2,3]: 1)
универсальность. Большая номенклатура эксплуатируемых расходомеров приводит к необходимости контролировать следующие типы выходных
сигналов: 0-10 В, 0(4)-5 (20) мА, 0-20000 Гц, RS 232 (485), «сухой контакт»,
«звездочка»; должна быть предусмотрена возможность визуального снятия показаний
с счетчиков старых серий и ручной ввод их с клавиатуры компьютера; режимы
«старт-стоп»; 2) оптимальный
уровень автоматизации. Ручные операции должны быть сведены к установке
первичного датчика на рабочий стол, подключению его выходных цепей к входным
цепям установки; 3) для
исключения несанкционированного вмешательства в работу требуется создание различных
уровней доступа к программному обеспечению установки - наличие паролей изготовителя,
поверителя; 4) в целях обеспечения
безопасности персонала необходимо предусмотреть устройства для сигнализации об
аварийных ситуациях, наличие устройств защитного отключения; 5)
металлоконструкции установок следует выполнять из коррозионно-стойких
материалов. Это требование обусловлено наличием в датчиках поверяемых
расходомеров остатков технологических жидкостей, приводящих к ускоренной
коррозии металлоконструкций установки; 6) в установках
должны быть предусмотрена встроенная постоянно действующая система водоочистки
для устранения из воды различных примесей; 7) применение
экономичных малошумящих циркуляционных насосов. Использование насосов
общепромышленного исполнения недопустимо из-за создаваемого ими высокого уровня
шума и вибрации, недопустимых в поверочных лабораториях; 8) применение
эталонных приборов высокого класса точности; 9) использование
преобразователей частоты со встроенными фильтрами радиопомех и сетевыми
дросселями для минимизации влияния электромагнитных помех на поверяемые приборы
и элементы поверочной установки. Применение преобразователей частоты позволяет
также решить еще одну проблему - исключить пульсации расхода жидкости,
генерируемые насосами; 10) должна быть
предусмотрена поверка всех встроенных эталонных средств измерений без их
демонтажа с мест эксплуатации; 11) широкое
распространение массовых расходомеров класса точности 0,15 % требует, чтобы
класс точности установок был не хуже 0,05 %; 12) наиболее
целесообразно иметь два способа поверки - объемный и массовый. Массовый метод
(статического взвешивания) позволяет добиться более высокого класса точности.
Применение объемного метода поверки сличением показаний поверяемого и
эталонного расходомера позволяет значительно уменьшить затраты времени на
поверку, при этом для поверки самих эталонных расходомеров можно использовать
встроенные в установку весы; 13) необходимо
предусмотреть систему контроля наличия утечек воды из гидравлического тракта; 14) возможность
обеспечения в гидравлическом тракте установки давления, предусмотренного
методиками поверки на проливаемые расходомеры; 15) система
деаэрации должна обеспечивать отделение воздуха, его удаление из гидравлического
тракта; 16) установки
должны быть блочными (изготовлены в заводских условиях) и транспортабельны для
обеспечения возможности перевозки к заказчику любым видом транспорта; 17) важным
требованием является компактность установки для исключения значительных затрат
на строительство новых помещений; 18) кроме
необходимых технических характеристик проливная установка должна иметь современный
дизайн и обеспечивать персоналу комфортные условия для работы.
Для технического обеспечения сервисных
служб (или самостоятельных предприятий) по обслуживанию приборов в процессе эксплуатации
ИТЦ «Промавтоматика» в течение ряда лет разрабатывает и производит такое
оборудование (рис.1,2). Рис.1. Фрагмент проливной установки ВПУ-07
Установки
предназначены для настройки, градуировки, калибровки, юстировки, поверки и
других работ по определению метрологических и технических характеристик
расходомеров, расходомеров-счетчиков жидкости, преобразователей расхода
различного назначения. Рис.2. Фрагмент проливной установки ВПУ-05
Многолетний
опыт работ с различными заказчиками позволил создать унифицированные установки для поверки приборов самых различных конструкций: – по
строительным длинам первичных преобразователей приборов; - по
требованиям к прямым участкам при выполнении поверочных работ; - по
конструкции присоединителей (фланец, сэндвич, резьба); - по
количеству и величинам поверочных расходов; - по объемам
проливаемой жидкости на каждом поверочном расходе; - по
количеству проливок на каждом поверочном расходе; - по типам
выходных сигналов поверяемых расходомеров; - по
алгоритмам обработки результатов проливок.
Вместе с тем до сих пор нет ясности –
сколько в России существует поверочных установок для счетчиков жидкости, какие
они имеют характеристики. Поэтому Росстандарту РФ было бы целесообразно: - создать единый
открытый реестр проливных установок, доступный любому потенциальному заказчику
услуг по поверке приборов, с размещением его на сайте Росстандарта; - в директивном
порядке обязать владельцев проливных поверочных установок проводить круговые
сличения. Например, в рамках федерального округа и под руководством ведущего в
этом округе ЦСМа. В качестве проекта методики сличения могут быть принята
практическая методика, которая уже в течение ряда лет используется ОАО «Тевис»
(г.Тольятти), которая неоднократно излагалась и обсуждалась на
научно-практических конференциях, на Интернет-форумах.
Сама по себе проливная установка является
необходимым, но не достаточным элементом лаборатории по ремонту и поверке
средств измерений тепловой энергии и воды. Существующие методики поверки, как
правило, предполагают поэлементную поверку теплосчетчиков, расходомеров, тепловычислителей,
термопреобразователей, датчиков давления. Поэтому помимо проливной установки в
поверочной лаборатории необходимо наличие как минимум еще трех рабочих мест,
оснащенных соответствующими эталонными приборами: - калибраторами
электрических сигналов, магазинами сопротивлений; -
нулевым, паровым и регулируемым термостатами, эталонными термометрами; -
задатчиками давления и эталонными манометрами.
Для
оснащения поверочных лабораторий Инженерно-технический Центр «Промавтоматика»
приступил к созданию комплексных поверочных лабораторий по поверке
теплосчетчиков и расходомеров, оснащенных необходимым комплектом эталонов и
оборудования.
Директор ООО
«Промавтоматика-Киров» Каргапольцев Василий
Петрович 610021 г.Киров
ул.Воровского 92, тел/факс: (8332)
52-37-15, 62-92-37 E-mail: promavto-k@mail.ru. Литература
1. Каргапольцев В.П. «Поверочные установки для
расходомеров, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве». –
«Коммерческий учет энергоносителей. Материалы ХХХ международной
научно-практической конференции», СПб., 2010 г. 2. Каргапольцев В.П. «Требования к проливным
установкам для расходомеров-счетчиков воды и технологических жидкостей». –
«Нефтегазпромысловый инжиниринг», № 3 - 2004 г. 3. Каргапольцев В.П., Косолапов А.В., Сиденко А.А. «О
некоторых подходах к решению вопросов метрологического обеспечения ЖКХ». –
«Промышленные АСУ и контроллеры», № 5 – 2007 г.
Источник: http://www.promavtomatika.vzljot.ru |